Center for Regional Studies
E-newspaper
Monday, April 6, 2020
Be in the Swim!

Приднестровская экономика: рецепты лечения от президента

Артем Филипенко, эксперт, Одесса

 

О критическом состоянии экономики непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) начали говорить еще до президентских выборов. До этого среди приднестровской элиты существовал своего рода «кодекс молчания». Все существующие проблемы списывались исключительно на непризнанный статус, новые таможенные правила, введенные Украиной на приднестровском участке украинско-молдавской границы в марте 2006 года или козни со стороны Кишинева. Вместе с тем, все более очевидными становились просчеты собственно экономической политики руководства ПМР.

Очевидно, что в обозримой перспективе ПМР вряд ли ждет хотя бы частичное признание, подобное тому, которое получили Абхазия и Южная Осетия. И новому руководству Приднестровья придется действовать, исходя из уже сложившихся неблагоприятных условий. А условия действительно хуже некуда. Совокупный долг непризнанной республики, включая долг перед «Газпромом» превышает 3 млрд. долл. Золотовалютный запас на 1 января 2012 года составил отрицательную величину. Председатель КГБ ПМР Владислав Финагин обнародовал данные о том, что из Приднестровья в оффшорные зоны было выведено около 70 млн. долл. Причем особых масштабов выведение  средств достигло накануне передачи власти новому Президенту. За один день 29 декабря 2011 года 30 млн. долларов США, которые находились в остатке ПРБ, были проданы одному из коммерческих банков. Более того, 9 млн. долларов США были выведены и размещены за пределами республики в одном из банков России. Государственная казна пуста.

Не лучше ситуация и с выполнением республиканского бюджета. Закон «О республиканском бюджете на 2012 год» определил предельный дефицит консолидированного бюджета в сумме 1,6 млрд. руб. (147 млн. долларов) или 68,6% к доходной части бюджета. При этом, ничем не обеспеченный, но утвержденный Верховным Советом ПМР дефицит консолидированного бюджета составляет 800 млн. руб. (72 млн. дол. США), в том числе по социально защищенным статьям - 273 млн. руб. (24,5 млн. долл.). Кроме того, дефицит Пенсионного фонда составляет свыше 1 млрд. руб. (97 млн. долл). Общий дефицит государственного бюджета (с учетом внебюджетных фондов) по социально защищенным статьям превышает 200 млн. долл.

Последние данные были обнародованы Президентом ПМР Евгением Шевчуком в его Послании органам государственной власти республики. Событие это в двадцатилетней истории непризнанной республики, скажем прямо, беспрецедентное. Президент впервые выступает с посланием и впервые откровенно говорит о ситуации в стране. Оснований говорить правду о плачевном положении республиканских финансов у Евгения Шевчука более чем достаточно. На смену первоначальной эйфории победы над Игорем Смирновым пришли два извечных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». И если на первый вопрос ответ был на виду, то ответ на второй не был столь очевиден.

Надо отдать должное Президенту ПМР — он действительно предложил целостное видение реформ. Не вдаваясь с подробности, хотелось бы сделать акцент на нескольких моментах его выступления.

Первое. Приднестровье должно превратиться в своего рода оффшор, налоговый рай для тех, кто готов развивать новые производства.  По словам Евгения Шевчука, Правительство готово пойти на принятие мер по дополнительному льготированию хозяйственной деятельности в сфере промышленности, в сфере новых технологий, в сфере промышленной переработки сельскохозяйственной продукции. Льготы в условиях кризиса могут быть представлены в виде налоговых каникул для вновь создаваемых производств, а также в виде свободных экономических зон для депрессивных районов и населенных пунктов республики. Шаг абсолютно логичный в нынешних условиях, когда непризнанная республика нуждается в привлечении инвестиций и свободных капиталов. Такая мера, кстати, может быть привлекательна для инвесторов из Украины, где до сих пор сохраняется большая налоговая нагрузка.

Второе. Особый акцент сделан на достижении продовольственной безопасности. В этой сфере Президентом ПМР провозглашен принцип протекционизма для аграрного сектора. Приднестровье — республика, зависящая от экспорта продовольствия. Одним из решений нового Президента стало создание Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов.  Объявлено о начале действия программы развития животноводства, целью которой, среди прочего, является насыщение внутреннего рынка продукцией, которая сегодня импортируется из Украины. Мощности для этого в Приднестровье имеются. Не стоит забывать и того, что активизация перерабатывающей промышленности — это еще и новые рабочие места. Резервы для наращивания производства сельхозпродукции у Приднестровья есть, в частности, в орошаемом земледелии. Кроме того, стоит вспомнить, что Молдавский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия и овощеводства (ныне Приднестровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства) в советское время обеспечивал новыми сортами овощей не только Молдавию, но и Юг Украины. К сожалению, сегодня овощеводческая наука, как и сельское хозяйство Приднестровья находятся далеко не в лучшем состоянии.

Третье. Президент ПМР не употребил в Послании пугающий термин «реприватизация», однако отметил необходимость разработать упрощенный порядок проведения процедуры возврата приватизированных объектов в случае невыполнения инвестиционных обязательств и, как следствие, подвергнуть ревизии договоры по объектам приватизации на предмет выполнения взятых обязательств там, где они были не исполнены. Прецедент реприватизации уже создан. В начале марта в государственную собственность ПМР возвращено 100% акций ЗАО «Бендерский комбинат хлебопродуктов», крупнейшее предприятие данной отрасли бывшей МССР, а само предприятие передано в ведение Министерства сельского хозяйства республики.

Четвертое. Сделан акцент на расширении финансовой базы местного самоуправления, хотя опять же о самом развитии местного самоуправления как института речь не идет. В частности, Президент предполагает передать в пользование органам местного самоуправления некоторые близлежащие карьеры в целях их использования для ремонта домовладений и дорог, дальнейшей реализации сырья для увеличения доходной части бюджетов сел, а также ввести дополнительный сбор для крупных землепользователей, который должен направляться в бюджет сел.

Но самое главное в Послании — это инструмент, с помощью которого Евгений Шевчук намерен превратить Приднестровье в территорию, привлекательную для инвесторов. Президент потребовал ни много ни мало, наделить Правительство антикризисными полномочиями по ряду ключевых направлений регулирования. Перечень этих полномочий широк:

- расширенные возможности “более четкого и ясного налогового администрирования”;

- право Правительства самостоятельно формулировать условия по тарифным и нетарифным мерам регулирования деятельности на территории ПМР для инвесторов, для экспортноориентированных производств;

-  право заключать прямые соглашения с инвесторами о взаимных стабильных обязательствах в целях обеспечения государственного сопровождения крупных инвестиционных проектов;

- право варьировать ставками налогов в сторону их уменьшения и налоговым льготированием «в целях увеличения объемов производства и занятости населения на предприятиях, вводящих новые производства, и по организациям, не осуществляющим деятельность»;

- право определять критерии использования земли сельскохозяйственного назначения с целью привлечения инвесторов в реальный сектор экономики для повышения эффективности их использования;

- формирование бюджета республики по по сводным группам и укрупненным показателям с передачей Правительству полномочий по перераспределению бюджетных средств, «с учетом сложившейся ситуации и практики работы правительств в кризисных ситуациях».

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, полномочия, которые Евгений Шевчук хотел бы предоставить Правительству, во многом являются чрезвычайными. Фактически исполнительной власти должно быть дано право принятия нормативных актов, имеющих силу закона (регулирование налогов, тарифов, распределение бюджетных средств).  Исторических прецедентов подобного рода немало. И самый близкий из них — Украина. В 1992 году Леонид Кучма занял кресло премьер-министра страны, выговорив себе  получение на шесть месяцев практически диктаторских полномочий, в частности, права издавать приравненные к законам декреты.           

Нет слов, ситуация в Приднестровье чрезвычайная, требующая не менее чрезвычайных мер. В этих условиях предложение Президента вполне логично. Но есть и политическая составляющая. Парламент контролирует партия «Обновление», за которой стоит крупнейший экономический агент Приднестровья — холдинг «Шериф». Это крупнейший потенциальный налогоплательщик, который на протяжении многих лет пользовался налоговыми льготами. «Шериф» - это автозаправки и нефтебазы, монополия на  проводную, мобильную связь и интернет (через дочернюю компанию Interdnestrcom), сеть супермаркетов и оптовые базы, спортивный клуб и знаменитый спорткомплекс, а также знаменитый Тираспольский винно-коньячный завод KVINT.

В интервью, данном информагенству ИТАР-ТАСС накануне встречи по приднестровскому урегулированию в Дублине, Евгений Шевчук открыто заявил: «У меня нет противоречий с большинством членов этой партии (имеется в виду «Обновление» - А.Ф.). Было бы точнее сказать, что есть противоречия с теми, кто финансирует эту партию, и, возможно, с рядом ее первых лиц! Это консервативное формирование, на мой взгляд, призвано прикрывать сугубо узкокорпоративные интересы, под вывеской партии и некоторых представительных органов власти».

Парламент уже показал свой характер, отклонив президентский законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон «О ценах (тарифах) и ценообразовании», которым, среди прочего, предполагалось ограничить влияние Верховного Совета ПМР на вопросы установления тарифов и цен.

В  условиях возможного конфликта с парламентским большинством у Евгения Шевчука есть два выхода: либо пытаться найти компромисс с парламентским большинством и «Шерифом», либо действовать по принципу «клин клином вышибают», т.е. создавать, образно говоря, «свой» альтернативный «Шериф» и альтернативное «Обновление».

Политическая структура для Президента уже создана — общественно-политическое движение «Возрождение Приднестровья» трансформировалось в партию. Теперь очередь за экономической базой. Дополнительные полномочия Правительства в сфере формирования тарифов, налогов, заключения договоров с инвесторами, были бы как нельзя кстати в решении не только экономических проблем республики, но и в укреплении положения Евгения Шевчука. А слухи о том, что Президент намерен создать свою структуру, аналогичную «Шерифу», уже циркулируют. Называется даже конкретная фирма и конкретный депутат Верховного Совета. Впрочем, не исключено, что это только вирусная информация. Во всяком случае, такой шаг был бы вполне логичным для Евгения Шевчука.

Это не могут не понимать его оппоненты в стенах парламента. Можно ожидать, что предложения Президента о расширении прав исполнительной власти если и не будут открыто приняты в штыки, то, по крайней мере, подвергнуты серьезной критике со стороны депутатов-«обновленцев». Вполне возможно, что у Евгения Шевчука не останется иного выхода, как апеллировать к народу.

Главный вопрос в том, будет ли найден баланс между корпоративными интересами различных групп и собственно интересами непризнанной республики, который позволит вывести экономику Приднестровья из крутого штопора. 

Your rating: None Average: 5 (3 votes)