Center for Regional Studies
E-newspaper
Friday, April 3, 2020
Be in the Swim!

Бухарест меняет политику в отношении Киева

Сергей Жильцов

При этом Румыния не забывает про свои интересы

Начиная с прошлого года, в двусторонних отношениях Румынии и Украины наметился определенный прогресс. Хотя еще совсем недавно риторика Бухареста в адрес Киева отличалась воинственностью. Наиболее резонансными событиями, негативно отразившимися на отношениях двух стран, стали: иск Бухареста о принадлежности острова Змеиный в Черном море, который Румыния выиграла в 2009 году, заявления о необходимости пересмотра государственных границ с Украиной по реке Дунай.

Кроме того имели место скандалы связанные с выдачей паспортов жителям Черновицкой и Одесской областей Украины, а также ущемление прав румынских жителей, проживающих на территории украинского государства. Надо отметить, что политика Бухареста на всех указанных направлениях отличалась последовательностью и напористостью.

Разворот румынской политики на украинском направлении в сторону нормализации отношений начали проявляться еще в прошлом году, когда активизировались внешнеполитические контакты двух стран. Знаковым стало заявление министра иностранных дел Румынии Т. Баконски, который заявил, что румынская сторона выступает сторонником территориальной целостности. Последующие заявления румынских и украинских официальных лиц были подчеркнуто корректными и демонстрировали готовность Бухареста к улучшению двусторонних отношений.

Затем состоялось заседание совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, а на майском саммите НАТО в Чикаго прошла встреча румынского и украинского президентов. Их итогом стали договоренности о расширении двусторонних контактов и выведение отношений на новый уровень. Наконец, в конце мая в Бухаресте прошел украинско-румынский гражданский форум, на котором рассматривались двусторонние отношения. Однако главными стали заявления официальных представителей Румынии о поддержке Украины в вопросе подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, а также либерализацию торгового режима между Киевом и Брюсселем. Планируемый на Украину официальный визит румынского президента должен закрепить достигнутые договоренности и создать базу для последующего расширения контактов.

Изменения внешней политики Румынии следует рассматривать в контексте европейской политики в отношении Украины. Европейский выбор Киева, несмотря на многочисленные усилия, не дали положительного результата. Более того, украинская сторона, добиваясь от Брюсселя конкретных обязательств, вызывала в ЕС сильное раздражение. «Дело Тимошенко» оказалось тем подарком, который европейские политики использовали по максимуму. В результате, отношения ЕС и Киева не только были переведены на более низкий политический уровень, но и позволили европейцам перейти в «контратаку», начав оказывать давление на Украину. Усилившиеся в европейских странах финансовые проблемы и вовсе сделали призрачной возможность приближения Украины к ЕС, который в последнее время балансирует на краю масштабного финансово-политического кризиса. В то же время, окончательно отстранять от себя Украину европейцы не собирались, поскольку это создавало угрозу разворота, пусть и тактического, Киева в сторону России. Допустить подобное развитие событий европейцы не могли. В итоге, на усиление главному адвокату Украины – Польши, была направлена Румыния, которая подменила собой отношений Украины с ЕС.

 Важным моментом, в контексте которого следует рассматривать причины изменения политики Румынии на украинском направлении, выступает молдавско-приднестровский конфликт. В Бухаресте рассчитывают через Киев повлиять на позиции Кишинева и одновременно и Тирасполя, тем самым, создавая условия для последующей реализации плана объединения Молдавии и Румынии.

Через развитие отношений с Украиной Румыния рассчитывает усилить свои позиции в Черноморском регионе, который в последние годы приобрел большое значение не только для ЕС, но и для причерноморских стран. Последние все больше выступают в качестве соперников, конкурируя за грузовые потоки и активного обсуждая различные варианты реализации трубопроводных проектов, по доставке нефти и газа из Каспийского региона.

Изменения внешней политики Румынии по времени совпали с усилением давления на Киев со стороны европейских стран, которые в преддверие европейского чемпионата по футболу оказывали сильный нажим на украинские власти. Достаточно вспомнить предложения игнорировать футбольные события на украинской территории и усилить на Киев политическое давление. На этом фоне изменение тональности в заявлениях Бухареста, готовность развивать двусторонние отношения оказались для Киева как нельзя кстати. На Украине в целом положительно воспринимают изменение внешней политики Румынии, видя в этом возможность сохранения политических контактов с ЕС. Однако подобная переориентация Киева на Бухарест свидетельствует о реальном месте и роли Киева в стратегии ЕС.

В итоге, можно говорить о том, что изменение внешней политики Румынии направлено на реализацию как внешнеполитических задач, которые не претерпели принципиальных изменений, так и в контексте европейской политики в отношении Киева. С учетом собственных проблем, ЕС намерен осуществлять внешнеполитический курс, который бы сохранял Киев под политическим прессингом, и в тоже время, удерживал украинские власти от шагов в сторону России.

За громкими заявлениями румынских и украинских представителей пока не просматриваются реальные шаги, которые бы повлияли в лучшую сторону на двусторонние отношения и решение конкретных вопросов. Поставка газа из Румынии на территорию Украины, добыча сланцевого газа, поставки электроэнергии из Украины являются привлекательными проектами. Однако их реализация сопряжена со значительными финансовыми затратами, о чем Румыния предпочитает не говорить.

Кроме этого, в отличии от Украины, в которой позиция украинского руководства не всегда имеет даже минимального уровня поддержки со стороны политической элиты, в Румынии наблюдаются согласованные подходы в отношении Киева. Исходя из этого, не приходится говорить о каком-то принципиальном пересмотре взглядов румынской элитой в отношении Украины.

Подводя итог, следует признать, что Бухарест рассматривает новый курс в отношении Украины исключительно через призму политики ЕС в отношении Киева и конечно, с учетом своих интересов. Кроме этого, Румыния пытается продемонстрировать свою способность быть включенной в сложный механизм политики ЕС отношении как Украины, так и Черноморского региона.

«Дружба» Румынии с Украиной может закончиться для Киева весьма печально. Расчет на особые отношения с ЕС не имеет под собой оснований. Румыния, являясь членом НАТО и ЕС выступает проводником интересов данных организаций, которые имеют в отношении Украины прагматичные и не всегда дружественные планы.

Your rating: None Average: 5 (1 vote)