Center for Regional Studies
E-newspaper
Friday, June 5, 2020
Be in the Swim!

Западная Украина привлекает внимание Киева

Андрей Соколов, эксперт

Западная Украина все последние месяцы находится не только в тылу, но и в тени основных событий на Украине. Война не зацепила этот край и даже до определенного момента способствовала сравнительному оживлению его экономики за счет приезжих переселенцев, а также перераспределения государственных средств и инвестиций.

В 2012 году львовяне с ужасом смотрели на новый футбольный стадион и не понимали что с ним делать после Евро-2012. Но сегодня именно эта арена стала центральной спортивной ареной Украины и приносит неплохие доходы городу и государству за счет проведения международных спортивных соревнований. Казна городская также не пуста, земельные участки и недвижимость продаются с аукционов и не очень опустились в цене. Во Львове активно ведется строительство жилых домов и офисных центров (как всегда со скандалами), которые обживаются, в том числе, и потенциальными западными инвесторами. Именно во Львове ЕБРР открыл свое первое региональное представительство в Украине. За последний месяц Львов посетили практически все видные западные политики, для которых он, как главный город Западной Украины, стал обязательным пунктом официальных визитов в страну. Мелкий и средний бизнес, составляющий основу экономики западного региона, не так сильно ощущает на себе последствия экономического кризиса, как крупные промышленные предприятия востока. Последних, к тому же практически здесь и не осталось.

Все это не без основания создает возбуждающее ощущение возрастающего интереса к Западному региону со стороны Центра Украины и Западной Европы. Однако политическая неопределенность в отношениях центра и регионов по-прежнему мешает этому ощущению материализоваться. Возможно, оно и в этот раз останется не реализованным, так как погибнет под тяжестью набирающих обороты экономических и социальных проблем, которые упорно стучатся в двери западных украинцев.

Война и ожидание реформ в каком-то смысле на время парализовали политическую жизнь в западных регионах. Все пребывают в состоянии неопределенности и наблюдают за событиями в Киеве, а также ожидают завершения кадровых перестановок в исполнительной государственной власти на местах. К примеру, за последние 10 лет на Львовщине сменилось 8 губернаторов, а девятый работает в статусе временного исполняющего уже четыре месяца и готовится в ближайшие дни передать это место новому представителю президента. Львовщина, несмотря на победу Народного фронта в области на последних парламентских выборах, ожидается, перейдет под контроль команды президента Порошенко. После смены губернатора последует очередная смена глав исполнительной власти в районах, так как более половины из них также сегодня работают в статусе в.и.о.

Местные советы по-прежнему находятся под контролем ВО «Свобода». Осознавая, что на местных выборах 2015 года вряд ли удастся повторить победный результат 2010 года, свободовцы, главным образом, заняты конвертацией оставшегося политического рейтинга в материальные и финансовые блага. Наглый, не прикрытий ничем “дерибан”, организованный местными лидерами этой партии, вызвал протесты в среде ее членов и отток депутатов из фракций местных советов. Однако ВО “Свобода” внутренние скандалы интерпретирует под люстрацию членов партии.

Главный оппонент ВО “Свобода” во Львове мэр Андрей Садовой пока что купается в лучах славы и успеха, достигнутого его партией “Самопомич” на последних парламентских выборах. Однако его проект, в какой-то мере, ждет повторение участи “Свободы”. «Самопомич» – всего лишь разрекламированный бренд, а не реальная партия. Более того, начавшееся еще накануне со стороны правоохранительных органов давление на Садового не ослабевает и сейчас. Вчерашние соратники львовского мэра спешат найти себе других покровителей и спокойную работу.

Сам же Андрей Иванович уже играет президентскую кампанию и в этой игре сегодня его заботит надежный тыл – сохранение сильных лидирующих позиций теперь уже не только во Львове, а во всей Западной Украине. Так как тот, кто сегодня контролирует этот регион, реально может претендовать на контроль всей Украины. До отделения Крыма и войны на Востоке о таком не приходилось и мечтать.

Традиционно популярные в западном регионе партии, корни которых уходят к так называемому “помаранчевому лагерю” 2004-2005 гг., после трансформаций 2014 года пока еще не завершили организационную и кадровую перестройку своих структур на местах. Среди этих политических сил наиболее уверенно смотрится Народный фронт Арсения Яценюка, который реально реанимировался на базе и кадровом потенциале “Фронта перемен”. При этом у фронтовиков появились проблемы в местных советах, так как партия осталась без фракций в них (ранее входили во фракции «Батькивщины», а сейчас вышли из нее).

Блок Петра Порошенко после заявления Виталия Кличко о том, что УДАР самостоятельно пойдет на местные выборы, должен с нуля выстроить свои структуры в западных регионах и найти новых кандидатов в местные органы власти. «Батькивщина» Юлии Тимошенко на местах пока что не пережила радикального обновления, как это произошло в Киеве. И не понятно как Тимошенко собирается решать эту проблему. А старые кадры, как якоря, не дают этой партии вписаться в новые тренды.

Особенность политического ландшафта Западной Украины заключается в том, что старой оппозиции здесь просто не осталось. Партия регионов, КПУ, Тигипко, социалисты и т.п. «растворились» и пока не видно желающих взять на себя лидерство в процессе формирования новой системной оппозиции действующей власти на местах. Десятки общественных организаций, движений, порожденных Евромайданом, пока не переросли в структурированные организации и если не исчезли, то продолжают свое существование где-то на маргинесе, на подтанцовках у власти. Военизированные структуры, созданные в последний год, также держатся пока в тени или воюют на Востоке. Однако следует ожидать их активизации в связи с подготовкой к местным выборам. Они станут последним, заключительным аккордом в процессе перезагрузки власти на Украине. Когда это произойдет и по каким правилам – пока непонятно. Все ожидают обещанной коалицией реформы местного самоуправления, что предусматривает внесение изменений в Конституцию. С учетом регламента парламента, произойдет это не ранее весны 2015 года, после чего необходимо также внести изменения в закон о выборах. Следовательно, местные выборы по новым правилам состояться не ранее осени следующего года.

No votes yet