Center for Regional Studies
E-newspaper
Monday, December 18, 2017
Be in the Swim!

Киев модернизирует закон о местных выборах

Андрей Соколов

Украинские политики наконец-то достигли договоренности в отношении правил проведения местных выборов. И хотя на рассмотрение парламента уже поступило 5 законопроектов, наблюдатели понимают, что шансы быть принятым есть лишь у одного из них, внесенного народными депутатами от Блока Петра Порошенко, «Народного фронта» и «Самопомощи».

При этом эксперты допускают, что некоторые нормы законопроекта, внесенные в угоду модным политическим трендам ЕС и США, будут изменены или даже упразднены в ходе обсуждений уже в самом парламенте. Так как их выполнение нереально в условиях украинской действительности. К примеру, норма о том, чтобы партийные списки на 30 процентов формировались из женщин. На Украине сегодня ни одна партия не готова выполнить эту норму. Поэтому вряд ли эти нормы сохранится в окончательной версии закона.

Проект закона о выборах, о котором идет речь, уже опубликован на сайте Верховной рады Украины. Его основные положения кратко можно свести к следующему. Прежде всего, сокращение числа депутатов в советах всех уровней, открытые партийные списки на выборах областных и городских депутатов (в больших городах - более 90 тыс.) советов. Возможность самовыдвижения не предусмотрена. Кроме того, зафиксирована многомандатная мажоритарная система на выборах в районные и местные (в маленьких городах) советы. При этом допускается самовыдвижение кандидатов выборы мэров больших городов в два тура. В первом туре разрыв должен быть не более 20%. Кроме этого, прозрачное и подотчетное финансирование кампании, ограничение теле- и радиорекламы. Законопроектом предполагается запретить размещение платной политической рекламы на телевидении, радио и носителях наружной рекламы.

Из всех этих пунктов новым для современной Украины можно считать предложение о выборе мэров больших городов в два тура. Данная норма свидетельствует о том, что Киев всеми путями будет стремиться сохранить свое влияние на лидеров местного самоуправления.

Не секрет, что действующее законодательство, согласно которому президент и премьер-министр не имеют реально рычагов влияния на мэров, кроме как финансовых, превратило мэров больших городов в самодостаточных и влиятельных игроков украинской политики. Более того, уже давно в воздухе витает идея фронды центру со стороны лидеров местного самоуправления в регионах. Например, в полной мере ресурсами и относительно независимым положением лидеров местного самоуправления воспользовался городской глава Львова Андрей Садовой.

Имея за собой незначительный на то время региональный медийный ресурс и поддержку польских политтехнологов в 2006 году он становится мэром важнейшего города Западной Украины. Уже в 2015 году в активе Садового одна из наиболее многочисленных и влиятельных парламентских фракций на базе партии "Самопомощь», всеукраинский медийный ресурс, лидерство в рейтингах симпатий избирателей не только Львова и Львовской области, но и всей Западной Украины. При том, что сам Садовой по- прежнему остается мэром Львова.

За годы своей политической карьеры Садовой неоднократно менял свои убеждения от национал-демократических до либеральных, а затем до христианско-демократических. Сегодня то, что озвучивает львовский мэр и его команда, некоторые эксперты характеризуют как христианский социализм. Но в реальности Садовой - классический популист, который чутко улавливает и резонирует настроения своего электората. При этом статус мэра давал возможность Садовому вовсю использовать политиков центра в своих интересах (хотя в прессе это подается как "в интересах города Львова и его жителей") и при этом ничем не быть обязанным и не связанным никакими обязательствами. Этот же статус позволил ему сколотить необходимый капитал для создания политической партии и перехода в лигу украинских политиков-тяжеловесов.

Согласно данным ряда социологических опросов, если бы местные выборы состоялись весной, то Садовой выиграл бы должность главы городского совета Львова, а его политическая партия "Самопомощь" получила бы большинство в местных советах областных центров Западной Украины.

Такая перспектива не устраивает ни президента Петра Порошенко, ни других представителей правящей украинской элиты. Тем более, если принять во внимание упорные слухи о том, что Садовой уже давно и активно сотрудничает с днепропетровским олигархом Игорем Коломойским.

Политический рейтинг Садового давал все основания рассматривать его как возможного кандидата на должность премьер-министра после отставки Арсения Яценюка. Однако все понимали, что Садовой не пойдет на это. Он не из тех людей, которые согласятся разменять свой рейтинг на непопулярные, но так необходимые реформы. Он прекрасно понимает, что фигура президента в Украине наиболее почетная и влиятельная и поэтому играет именно президентскую кампанию, играет стратегически долго и тактически пока без ошибок.

Последнее видят и понимают в Киеве. Поэтому не следует ожидать, что Садовой получит в подарок благословение на мэра Киева. Хоть слухи о том, что Садовой составит конкуренцию Кличко на выборах столичного мера циркулируют уже давно. Садовому не дадут захватить такую выгодную площадку для старта на следующие президентские выборы. Более того, политические конкуренты Садового не хотят его видеть даже вновь избранным мэром Львова. Так как с учетом развития событий на востоке все очевидней становится значение Львова как идеологического и политического тыла Украины.

Конечно, далеко не все мэры украинских городов так успешны и известны, как Андрей Садовой. Но все они за последние полтора года успели утвердиться как лидеры своих общин. Они последовательно выступают за реальную децентрализацию и передачу максимального количества властных полномочий на места. Мэры украинских городов организованы в достаточно сильные и влиятельные общественные движения. И сегодня целый ряд украинских политиков пробуют на этой основе создать новое политическое движение. К слову, Андрей Садовой также имел виды на лидерство в Ассоциации мэров городов Украины, однако не смог заручится поддержкой своих коллег во Львовской области (в отличии от избирателей последние хорошо знают как плюсы, так и недостатки характера львовского мэра).

Другими словами, центру сегодня трудно договариваться с независимыми лидерами местного самоуправления. Поэтому народные депутаты предложили поменять процедуру местных выборов. Выборы мэров в два тура на фоне выборов депутатов местных советов по партийным спискам - это шанс для партий привести к власти в городах своих новых кандидатов.

Сложно сказать, удастся ли достигнуть такого результата. Зато очевидно, что ставки на победу на этих выборах будут максимальными.

Возвращаясь к ситуации во Львовской области можно отметить, что, если Садовой проиграет эти выборы, ему придется удовлетворится должностью народного депутата и, возможно, главы фракции в парламенте, которому работать осталось не так уже и долго. Это достаточно заурядная и маловыразительная позиция для человека, который уже сегодня претендует на победу на будущих президентских выборах.

No votes yet