Центр Региональных Исследований
Электронная газета
Четверг, Ноябрь 15, 2018
Будь в центре событий!

Стратегия поражения

Ростислав Ищенко
Биография: 

Для действующей власти Украины критически важным является снижение (в два и более раз) цены на российский газ. Для власти это – вопрос выживания. Это знают в Москве, это знают в Брюсселе, это знают в Вашингтоне. Этого не хотят знать в Киеве.

Вернее, в Киеве это вроде бы тоже знают и понимают. Не проходит и недели, чтобы премьер или президент, на худой конец какой-нибудь министр или вице-премьер, не высказали бы обеспокоенность состоянием украинской экономики (если то, что от неё осталось ещё можно назвать экономикой) и не посетовали бы на неуступчивость России. Но за этими сетованиями ровно ничего более не следует. Складывается впечатление, что руководители Украины действительно верят в то, что Москва согласится просто так начнет продавать газ Украине не по рыночным ценам, а по тем, которые выдержит украинская экономика.

Если предположить, что на определённом этапе украинская экономика не сможет функционировать даже на бесплатном газе и тогда Киев обратится к Москве с требованием за газ доплачивать. Такой вариант только кажется невозможным. Если вспомнить 2005 год и учесть, что первоначально украинские поджигатели газовой войны желали в полтора-два раза снизить цену на российский газ и в два-три раза увеличить тарифы за его транзит. Если также вспомнить, что тогда Украина платила по 50 долларов за тысячу кубометров газа. То это и была (неудачная, правда) попытка заставить Россию если и не доплачивать за газ, поставляемый на Украину, то уж точно отдавать его бесплатно.

В общем, Киев хочет дешёвый газ и ничего не хочет за это отдавать. Абсолютно нереализуемая идея. Даже те страны, которые сами обладают достаточными запасами энергоносителей или те, которые успешно отнимают эти запасы у других, ничего не имеют бесплатно. Для того, чтобы пользоваться запасами своих или чужих недр необходимо тратить сотни миллиардов долларов на армию, ВПК, научные разработки в интересах оборонки, на проведение активной внешней политики и т.д., и т.п.

К проведению сколько-нибудь осмысленной самостоятельной политики украинская власть неспособна. При этом украинское экспертное сообщество пребывает в столь же плачевном состоянии. То есть власть не только не имеет механизмов реализации самостоятельной политики и не только не понимает этого, но ей и подсказать-то некому. Украинские эксперты, в своём подавляющем большинстве стараются угадать, что власть хочет услышать (лучше получить точные сведения) и, попав в струю, за деньги власти рассказывать власти, какая она сильная, мудрая и красивая. В результате получаем совершенно неадекватную самооценку украинских руководителей и отсутствие своевременной реакции даже на очевидные угрозы их собственному (не говоря уже о стране) благополучию.

Например, пресловутый дорогой российский газ, в первую очередь уничтожает источники наполнения государственного бюджета, заставляет государство отказаться от выполнения своей социальной функции и лишь на следующем этапе ставит под угрозу бизнес украинских олигархов. Грубо говоря, олигархи ещё даже не похудеют, а украинское государство уже будет готово рухнуть под грузом нерешаемых социально-экономических проблем. Казалось бы, в своих расчётах, власть должна в первую очередь учитывать именно этот фактор. Ведь революция не только меняет политиков, но и экспроприирует крупных собственников. То есть, у правительства Януковича-Азарова есть время для торгов с Россией не до февраля (пока у Фирташа запасы газа не кончатся), а в лучшем случае было до октября. На самом же деле, чтобы избежать серьёзных финансово-экономических потрясений и резкого падения жизненного уровня широких слоёв населения, договариваться необходимо было летом, причём не 2011, а 2010 года.

Но ни в 2010, ни в 2011 году украинская власть не была готова здраво оценить международную обстановку, понять, что эпоха «многовекторности», когда Киев (довольно, кстати, бездарно) пытался проводить политику «качелей», раскачиваясь между Москвой и Брюсселем (Вашингтоном) канула в Лету. Россия значительно усилилась, Европа тяжело, почти смертельно больна, ресурсы США, всё ещё самые значительные в мире, связаны на пространстве от Марокко, до Китая. Украину господин Тэфт, в отличие от своих предшественников в посольском кресле, может поддержать только добрым словом. В этих условиях, чем быстрее и «добровольнее» начинала украинская власть дружить с Россией, тем больше бонусов она могла выдавить из подобного рода дружбы.

Вступление в Таможенный союз в обмен на «интеграционную скидку» на газ уже в 2010 году, к настоящему моменту обеспечило бы Украине вполне конкурентоспособную экономику, сбалансированный бюджет, способствовало бы минимизации, если не ликвидации отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. В социальном плане была бы обеспечена полная стабильность, а на европейском направлении шли бы те же самые разговоры о том, что Украина – страна, конечно, европейская, но в Евросоюз её никто принимать не собирается. Зато в переговорах об открытии европейских рынков и об изменении дискриминационных условий вступления в ВТО, Киев мог бы опереться на всю совокупную мощь Таможенного союза.

Идеальный момент в 2010 году был пропущен. Украина пыталась пугать Москву дружбой с Брюсселем, Брюссель дружбой с Москвой и от всех хотела получить всё, сразу и бесплатно. В результате Киев постоянно нарывался на возрастающую жёсткость переговорных позиций, как Москвы, так и Брюсселя. Хамовитому требовательному нищему стали всё настойчивее указывать его место. К сожалению, в Киеве так ничего и не поняли.

Украинские власти считали и продолжают считать, что как-нибудь оно всё утрясётся и устаканится, что в последний момент и Россия, и ЕС пойдут на уступки просто потому, что Украина по-другому не может выжить (или не умеет выживать). Последний срок, когда проблема ещё решалась «малой кровью» был пропущен в конце сентября – начале октября. Тогда Киев, мог быстро принять один из вариантов российских предложений, обеспечить снижение цены на газ и более-менее стабилизировать социальную сферу к январю-февралю.

Надо учитывать и тот факт, что к парламентским выборам 2012 года большая часть оппозиционных партий не готова, доверием населения оппозиционеры пользуются ещё меньшим, чем власть. Не рассчитывая выиграть парламентские выборы и сделать легитимную заявку на власть, часть оппозиции (значительная и влиятельная) вполне способна начать пропаганду революционного выхода из кризиса. Впрочем, она уже это делает. К весне спрос на мятеж увеличится и пропаганда мятежа усилится.

Действующая украинская власть слишком дискредитирована своей безмозглой политикой, чтобы рассчитывать на какое-либо выправление рейтингов к началу весны. Скорее всего (с точностью 99,9%) они дополнительно упадут. В случае выступления против власти какой-либо сплочённой и достаточно многочисленной группы, защищать её никто не будет, а на силовиков, как показал 2004 год, надежда слабая. Они предпочитают умывать руки и ни во что не вмешиваться.

Если темпы падения жизненного уровня сохранятся, то к весне публичная (уличная) протестная активность может охватить уже десятки тысяч граждан Украины. Попытаться выскочить из этого капкана можно только максимально быстро согласившись на российские условия интеграции в Таможенный союз, и начав немедленное исполнение своих идеологических предвыборных обещаний (включая второй государственный русский, записанный в программу Партии регионов). В таком варианте можно надеяться, что на идеологии удастся продержаться хотя бы до лета, когда должен начать ощущаться эффект от экономической интеграции.

В самом деле, если власть начнёт последовательно проводить политику дебандеризации Украины, оппозиция обязательно выступит против власти с «проукраинских» позиций, а в таком случае социально-экономический конфликт отойдёт на второй план и уступит место этно-конфессиональному. Избиратель не поддержит Януковича и партию регионов в противостоянии экономической оппозиции, но обязательно поддержит, если оппозиция в очередной раз обвинит власть в излишнем русофильстве. В конце концов, у Януковича никогда не было такого высокого рейтинга, как после харьковских соглашений. Полностью вернуть утраченное он уже не может, но значительную часть своих бывших сторонников он ещё может убедить последний раз поверить. Поверить, разумеется, не словам – конкретным делам. То есть, пророссийская внешняя и русофильская внутренняя политика являются для действующей украинской власти последним шансом удержаться. В противном случае, необходимо готовиться к тому, чтобы подхватить власть, падающую из недостойных рук.

К сожалению, надежды на то, что украинская власть поумнеет призрачны. Похоже, она так и будет уверенно, на всех порах лететь в пропасть. Раз приняв для себя стратегию поражения, власть Украины с упорством, достойным лучшего применения, ей следует.

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (3 голоса)