Центр Региональных Исследований
Электронная газета
Воскресенье, Январь 21, 2018
Будь в центре событий!

Украина на пороге серьезных испытаний

Сергей Жильцов
Биография: 

В 2013 году президент Украины и правительство могут столкнуться с политическими вызовами и экономическими проблемами, которые способны изменить соотношение сил, тем самым, определив стартовые позиции основных кандидатов на президентские выборы 2015 года. К такому выводу приводит анализ экономического развития страны в 2012 году и расстановка сил в Верховной раде, сложившаяся по итогам парламентских выборов, прошедших в октябре прошлого года.

Складывающаяся на Украине ситуация требовала назначения главой правительства политика, способного коренным образом изменить внутреннюю политику и изменить акценты внешнеполитического курса. Вместо этого президент Украины предпочел вновь назначить главой правительства Николая Азарова. Подобное решение Виктора Януковича свидетельствует о заинтересованности президента в сохранении сложившихся подходов к развитию украинской экономики, приверженности внешнеполитическому курсу последних лет, а также о формировании такого состава правительства, чья деятельность обеспечит защиту бизнес-интересов его окружения и будет укреплять режим личной власти главы государства.

Все остальные кадровые назначения были связаны с решением тактических задач, направленных на сохранение сложившегося баланса сил в системе власти. Подавляющее большинство министров и вице-премьеров не являются самостоятельными политиками, способными привести за собой команду и лишены реальных рычагов влияния на внутреннюю или внешнюю политику. Их востребованность для президента определяется лояльностью и отсутствием амбиций.

Исключением стало назначение на должность первого вице-премьера Сергея Арбузова, который на определенном этапе, рассматривался в качестве одного из основных претендентов на должность главы правительства. Его назначение активно лоббировало окружение В. Януковича, усматривая в этом возможность дальнейшего укрепления собственных бизнес-интересов. Однако украинский президент сделал ставку на Н. Азарова, решив не нарушать сложившийся баланс сил между основными финансово-промышленными группами.

Ориентация президента исключительно на интересы крупного бизнеса грозит Украине дальнейшим ухудшением экономической ситуации. Так, в прошлом году золотовалютные резервы уменьшились на 20%, составив около 24,5 млрд. долл. Сокращение резервов было вызвано увеличением внешнеторгового дефицита и выплатами по внешнему долгу. В 2013 году Украина должна выплатить около 8 млрд. долл. по внешним долгам, что в 1,8 раза больше показателей прошлого года. Фактически Украина стоит перед необходимостью брать новые кредиты для погашения старых долгов. Впрочем, новые кредиты могут на время снять остроту экономических и социальных проблем на Украине, отложив их решение на будущее.

Отражением ухудшения ситуации в экономике Украины является уход с украинского рынка западных банков, которые триумфально вошли в него 5-7 лет назад. Сокращение внутреннего рынка, увеличение доли проблемных кредитов и угроза девальвации украинской валюты, которая сохранится в 2013 году, значительно увеличили риски банковских учреждений. Ситуацию могли бы стабилизировать новые кредиты. Однако МВФ пока не торопится возобновлять сотрудничество с Киевом, обоснованно опасаясь дальнейшего ухудшения ситуации в экономике страны.

Текущий год будет ключевым для основных политических сил в плане подготовки к президентским выборам. Все основные претенденты будут стремиться создать к 2014 году наиболее выгодные условия для начала старта президентской кампании. И здесь многое будет зависеть от того, как будет складываться ситуация в экономике, какой будет региональная политика и какую стратегию действий изберут оппозиционные силы.

Действия «Свободы» после выборов в парламент показывают готовность данной партии идти на обострение политической ситуации. В текущем году «Свобода» может стать инициатором внесения в парламент законопроектов, которые приведут к новому витку противостояния в Верховной раде и регионах. Тем более, что после победы на парламентских выборах действия «Свободы» свидетельствуют о ее стремлении набирать очки среди населения западных областей Украины. «Свобода» активно включилась в политический процесс, на равных участвуя с партнерами по оппозиции в формировании руководящих органов в Верховной раде. Еще более наступательная стратегия просматривается у «Свободы» в западных областях Украины. Отличительной чертой стало усиление там позиций бизнес-крыла партии, что проявляется в установлении контроля над бюджетами местных органов власти. За счет этих средств «Свобода» финансирует проведение исторических и патриотических праздников, программы украинского языка. Усилия «Свободы» направлены на то, чтобы предстать перед населением западных регионов в качестве единственной политической силы, отстаивающей национальные интересы.

В сложной ситуации находится лидер «Батьковщины» Арсений Яценюк, который  в борьбе за лидерство в оппозиционном лагере, вынужден учитывать амбиции лидера партии «Удар» Виталия Кличко и лидера «Свободы» Олега Тягнибока. И если первому еще предстоит конвертировать свои спортивные успехи в политический капитал, то лидер националистов уже усилил радикальную риторику, рассчитывая на фоне сложной социально-экономической ситуации расширить число своих сторонников.

Пока все лидеры оппозиционных партий пытаются самостоятельно выработать стратегию своих действий, исходя из текущей ситуации. Однако им не удастся уйти от ключевого вопроса, связанного с выработкой механизма взаимодействия на президентских выборах. И скорее всего, здесь не обойдется без вмешательства западных стран, которые будут активно влиять на переговорный процесс лидеров оппозиции.

Президент Украины также сверяет свои действия с будущей президентской кампанией. Несмотря на концентрацию в своих руках всей полноты власти, он является весьма уязвимой политической фигурой. Помимо нарастания экономических трудностей, не прекращается давление западных стран, которые добиваются от президента продолжения внешнеполитического курса, направленного на расширение сотрудничества с ЕС. Способствовать этому должны мероприятия, которые запланированы на текущий год. Так, в феврале должен состояться саммита Украина–ЕС. Затем, летом должен пройти совет Украина–ЕС, а осенью – саммит «Восточное партнерство», который рассматривается Киевом в качестве ключевого внешнеполитического события. И пока в украинских коридорах власти никто не говорит о серьезной проработке вопроса вступления страны в Таможенный союз. Отсюда можно сделать следующий вывод: нынешняя украинская власть не рассматривает всерьез вариант вступления в интеграционное объединение России, Белоруссии и Казахстана. Киев готов обсуждать данный вопрос в расчете на получение экономических преференций, но не будет менять внешнеполитический курс.

Подтверждением этому служит и январское поручение премьер-министра Украины активизировать работу правительства в сфере евроинтеграции. К саммиту Украина–ЕС правительство должно обсудить реализацию государственной политики в сфере европейской интеграции. Очевидно, что подобная деятельность украинского правительства немыслима без утверждения данного курса президентом. К тому же, в последнее время практически все политические силы поддерживают курс Украины на интеграцию в ЕС. Подтверждением этого является принятие большинством депутатов Верховной рады решения о выработки согласованного текста заявления о поддержке курса Украины на интеграцию в Европейский союз. За это решение не проголосовали лишь коммунисты.

В контексте внутриполитических изменений на Украине возникает много вопросов относительно будущего российско-украинских отношений. При сохранении экономических связей, которые отражают реально существующий уровень экономического развития двух стран, политическая сфера демонстрирует наличие сложно разрешаемых противоречий. До 2010 года в России большие надежды возлагали на партию регионов, считая ее, в силу пророссийских заявлений, сторонником российско-украинской интеграции. За последние два года эти неоправданные ожидания рассеялись, а утверждение, что партия регионов является пророссийской, утратило свою актуальность. Партия регионов в своей риторике уже давно дрейфует в европейском направлении. Российский вектор все больше выступает не в качестве приоритета внешней политики, а как предвыборный ресурс, с помощью которого пока еще можно получать поддержку населения восточных областей. Соответственно, партия регионов, представленная представителями крупного капитала, может изменить внешнеполитические предпочтения в том случае, если это будет нести значительные экономические выгоды при сохранении политической самостоятельности.

Нынешний год может стать одним из тяжелых для Украины, которая отвергая сотрудничество в рамках Таможенного союза, пока ничего не приобрела на Западе. Ассоциация с ЕС, даже если подобный документ и будет подписан, никак не отразится на украинской экономике. В итоге, Украина рискует превратиться в государство, раздираемое экономическими и политическими противоречиями, которые могут значительно ускорить проведение президентских выборов.

Голосов пока нет