Центр Региональных Исследований
Электронная газета
Вторник, Октябрь 16, 2018
Будь в центре событий!

Политический пасьянс в Молдавии: европейские козыри, молдавские шулера и страна как ставка

Владимир Ястребчак, независимый эксперт

На фоне украинских событий ситуация в Республике Молдавии выглядит вполне спокойной. Молдавские власти пока пытаются извлечь выгоду из повышенного внимания к региону со стороны зарубежных государств и международных организаций, а также рассчитывают на международную поддержку своих подходов в отношении Приднестровья.

Региональные процессы в значительной степени отвлекают международное сообщество от внутриполитической ситуации в Молдавии, что соответствует интересам очередной проевропейской коалиции, находящейся у власти. Сформированная после очередного парламентско-правительственного кризиса, данная коалиция своим существованием и пребыванием у власти в значительной степени обязана поддержке Европейского Союза. Напомним, что в 2013 году именно политико-дипломатические усилия Евросоюза не допустили переформатирования властной конфигурации в Молдавии и обеспечили условия для прихода к власти «правительства дипломатов».

В настоящее время европейский фактор продолжает оставаться весьма важным для развития внутриполитической ситуации в Молдавии. Евросоюз своими действиями пытается укрепить положение правящей коалиции и тем самым в какой-то мере восполнить неудачи, связанные с действиями ЕС как в самой Молдавии, так и в рамках проекта «Восточное Партнерство» в целом.

Так, с 28 апреля текущего года граждане Молдавии при наличии биометрических загранпаспортов смогут посещать страны Евросоюза без виз. Решение принято уходящим составом Европейского Парламента и ориентировано на создание практики такого рода поездок к осени 2014 года. Кроме того, принято решение о переносе на более ранний срок подписания соглашения об ассоциации между Молдавией и Европейским Союзом – при том, что первоначально это подписание должно было состояться осенью с.г. По-видимому, европейские структуры форсируют евроинтеграционные процессы, не будучи уверенными в «стойкости» коалиции, в которой и без того достаточно внутренних противоречий.

В самой Молдавии именно вопрос о внешнеполитических приоритетах становится основным «водоразделом» в подходах власти и оппозиции: в то время как участники правящей ныне коалиции (Либерально-демократическая партия, Демократическая партия, группа либерал-реформаторов), а также представители Либеральной партии заявляют о европейской интеграции, оппозиция (Партия коммунистов, Партия социалистов) выступает за евразийскую интеграцию и сближение с Таможенным Союзом.

Либерально-демократическая партия Молдавии является в настоящее время опорой правящей коалиции. Именно ее представители на протяжении последнего времени возглавляют правительство РМ (в настоящее время – кадровый дипломат Ю. Лянкэ, до кризиса 2013 года – лидер партии В. Филат). Во многом благодаря усилиям Ю. Лянкэ, имеющего тесный контакт с Еврокомиссаром Ш. Фюле, Евросоюз весьма активен в поддержке нынешнего альянса.

В то же время прошлогодний кризис сказался на авторитете партии и ее лидеров: дипломат Ю. Лянкэ пока не стал политиком, каковым являлся В. Филат, европейские чиновники, на поддержку которых В. Филат очень рассчитывал во время кризиса, не препятствовали его отставке, поэтому ЛДПМ более не воспринимается как «старший партнер» в европейской коалиции.

Демократическая партия связана с именем молдавского олигарха В. Плахотнюка, до кризиса занимавшего пост вице-спикера парламента. Эпитеты в отношении данного политика используются самые разнообразные – от «кукловода» до «демиурга», но даже недоброжелатели Плахотнюка признают его выдающиеся организаторские способности. Под контролем В. Плахотнюка находятся многие контролирующие и судебные структуры Молдавии, а также ведущие молдавские СМИ. При этом речь идет именно о личном контроле, а не о партийном, что дает основания некоторым наблюдателям говорить о возможности реализации олигархом нового партийного проекта, особенно в контексте сравнительно недавнего ухода В. Плахотнюка из молдавского парламента. Без поддержки своего неформального руководителя Демпартия будет иметь крайне ограниченные электоральные шансы.

В унионистском движении (выступающем за максимально тесную интеграцию с Румынией), ранее представленном единой Либеральной партией, в прошлом году произошел раскол. «Ортодоксальные» унионисты, представленные советским диссидентом М. Гимпу, были отстранены от руководства фракции «либерал-реформаторами», а фракцию возглавил представитель националистического движения первой волны, активный участник движения за «национальное возрождение» конца 1980-х, сопровождавшегося ксенофобскими лозунгами, И. Хадыркэ.

Раскол в партии резко снизил ее электоральные перспективы: «лицом» партии мог бы быть член ЛП, кишиневский градоначальник Д. Киртоаке, но он предпочел сохранить персональную лояльность своему дяде, М. Гимпу, и отказался от ведущих ролей в новом партийном проекте «либерал-реформаторов». Главной проблемой этих сил является отсутствие узнаваемых лиц, в особенности молодежи, а имеющиеся представители «нового поколения», к примеру, экс-министр обороны В. Маринуца, обладают достаточно высоким антирейтингом. На прохождение в парламент эти силы могут рассчитывать только в случае объединения, ухода наиболее одиозных персонажей, а также максимальной мобилизации своего электората. В противном случае продолжится дальнейшая маргинализация данных сил, их концентрация на русофобии и интеграции Молдовы в НАТО.

Электоральные перспективы ведущей оппозиционной силы – Партии коммунистов во главе с В. Ворониным представляются весьма оптимистичными, особенно на фоне проблем с единством у «евроинтеграторов». Большинство опросов оценивают шансы ПКРМ достаточно высоко, отводя коммунистам как минимум самую крупную парламентскую фракцию. Партия коммунистов смогла занять нишу главной пророссийской силы в Молдавии и будет эксплуатировать эту тему и в дальнейшем, рассчитывая на информационную и материальную поддержку Москвы.

«Узловыми точками» станут, по-видимому, исторические даты 2014 года – День Победы и 70-летие Ясско-Кишиневской операции (август), которые усилиями ПКРМ должны стать главными предвыборными событиями. В Москве предпочитают не вспоминать опыт сотрудничества с ПКРМ в период ее пребывания у власти (обещания по вступлению в Союз России и Белоруссии, отказ от подписания «Меморандума Козака» и т.д.) и тот факт, что реальная евроинтеграция началась именно в период правления В. Воронина.

Однако отсутствие других заметных политических сил вынуждает Москву вновь рассчитывать на лояльность Воронина, занимающего в последнее время подчеркнуто антиевропейские позиции и поддерживающего традиционные ценности, близкие российскому руководству. Сохранится ли такая ситуация в случае прихода ПКРМ к власти или же В. Воронин проделает очередной «политический кульбит», как всегда бывало раньше, – покажет время.

В любом случае и оппоненты ПКРМ серьезно оценивают его шансы, в связи с чем не так давно приняли решение, согласно которому на выборах – 2014 года невозможно будет проголосовать по советским паспортам (которые сохранились преимущественно у пенсионеров – основного электората ПКРМ). К таким же шагам можно отнести и попытку регистрации в Минюсте Молдавии «партии – клона» - «партии коммунистов-реформаторов Молдовы», аббревиатура которой полностью совпадает с существующей Компартией и может ввести избирателей в заблуждение.

Партия социалистов во главе с И. Додоном – единственная партия, которая пытается привлечь внимание себе не только пророссийским «трендом», но и вниманием к приднестровской теме, которая традиционно не находится в числе приоритетов ни молдавской власти, ни молдавского общества. Еще осенью 2013 года И. Додон выступил с идеей федерализации и будет, по-видимому, строить вокруг этого свою избирательную кампанию. Впрочем, непоследовательность нынешних социалистов, в особенности то, что их голоса в парламенте обеспечили избрание нынешнего Президента Молдавии, а также непопулярность приднестровской тематики в молдавском социуме вряд ли дают основания рассчитывать на широкую электоральную поддержку.

Региональные политические силы в Молдавии не оказывают заметного влияния на общереспубликанскую ситуацию. К примеру, на протяжении длительного времени противостояние между Башканом (главой) Гагаузской автономии, близким к ЛДПМ, и Народным собранием Гагаузии, где большинство принадлежало ДПМ, являлось частью межпартийных разногласий. Партия регионов Молдавии, подконтрольная Башкану Гагаузии М. Формузалу, имеет электоральную поддержку преимущественно на территории самой автономии. Тематика местного референдума в Гагаузии, состоявшегося 2 февраля 2014 года и имевшего определенный резонанс, была заслонена украинским кризисом и в настоящее время не актуализируется. Поэтому для влияния на общую ситуацию в Молдавии региональным гагаузским силам придется примкнуть к общемолдавским политическим силам и процессам и стать региональным компонентам в их рамках.

Представляется возможным говорить о том, что практически ни одна из политических сил Молдавии, за исключением, возможно, ПКРМ, не способна провести самостоятельную успешную избирательную кампанию. Дальнейшая фрагментация молдавского политического пространства приведет лишь к ослаблению существующих партий и снизит их перспективы. Что касается проевропейского вектора, то составляющим его партиям необходимо срочно искать нестандартные решения для повышения своего авторитета в обществе, включая возможность создания неких более устойчивых коалиций, в противном случае эти силы утратят интерес как для населения народа, так и для Евросоюза, который к моменту выборов решит свою основную задачу – обеспечит формально-юридическое закрепление вектора развития РМ.

На фоне всех внешних вызовов значение предстоящих выборов в Молдавии очень велико. Разные партии эксплуатируют различные настроения избирателей, провоцируя глубокий социальный раскол. Во многом речь будет идти вообще о сохранении молдавской государственности, а не только об очередном электоральном цикле.

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (3 голоса)