Центр Региональных Исследований
Электронная газета
Четверг, Ноябрь 15, 2018
Будь в центре событий!

Выборы 2014 года в Молдавии: европейские иллюзии и евразийская неопределенность

Владимир Ястребчак, независимый эксперт

В самое ближайшее время избирательная кампания в Республике Молдова вступит в завершающую фазу. Парламентские выборы, намеченные на 30 ноября 2014 года, по праву могут считаться не только одним из основных внутриполитических событий, но и своеобразным референдумом о внешнеполитическом выборе Молдавии.

Как ранее неоднократно отмечалось, специфика политической реальности в Молдове заключается в отсутствии принципиальных разногласий между ведущими партиями по внутриполитическим вопросам. У либеральных демократов нет особых отличий от коммунистов, а программа социалистов вполне сопоставима с программой либералов и т.п. Напротив, как только дело доходит до внешнеполитических проблем, ситуация кардинально меняется. Так что голосовать молдавские избиратели всё же будут за тот или иной внешнеполитический вектор.

За истекшие летние месяцы политический ландшафт в Молдавии несколько изменился. Изменения эти связаны преимущественно с Партией коммунистов Молдавии во главе с экс-президентом В. Ворониным, которая ранее активно претендовала на роль ведущей оппозиционной силы и главной пророссийской силы.

Однако в июне 2014 года ПКРМ пережила глубокие внутреннюю трансформацию, составными элементами которой стали, во-первых, вынужденный уход из партии наиболее активных и радикально настроенных ее членов. Во-вторых, ПКРМ фактически отошла от пророссийской риторики и отказалась от претензий на активную оппозиционную роль. Во многом эти изменения в Молдавии связывают с контактами между руководством молдавской компартии и одним из ведущих молдавских политиков – В. Плахотнюком, одним из самых богатых людей страны, контролирующим Демократическую партию и целый ряд молдавских СМИ. Договоренности, если они имели место, могут гарантировать Партии коммунистов комфортный статус «лояльной оппозиции», т.е. отсутствие серьезного противодействия в период избирательной кампании, внушительную парламентскую фракцию в обмен на лояльность будущему формату правящей коалиции. Естественно, такая лояльность ПКРМ должна предполагать и неизменность европейского выбора Молдавии, о чем, впрочем, Партия коммунистов уже неоднократной заявляла в различных форматах и на различных площадках.

Таким образом, отказ от активного оппонирования нынешней правящей коалиции со стороны ПКРМ снял еще одну важную интригу: кто же станет в Молдавии главной пророссийской силой. В нынешней ситуации наиболее выигрышное положение занимает Партия социалистов во главе с И. Додоном, который уже пользуется благосклонностью российских СМИ, регулярно проводит различные конференции, пытается раскручивать федеративную идею в отношениях с Приднестровьем, опираясь на российские ресурсы и отдельных приднестровских экспертов.

Вместе с тем, было бы неверным считать, что у ПСРМ есть некая «монополия» или «эксклюзив» на российскую поддержку. Российское (или евразийское, что в данном контексте может считаться тождественным) направление осваивается и Партией регионов, основная опора которой – автономное образование Гагаузия; социал-демократы во главе с В. Шелиным и некоторые другие. В своей кампании эти силы весьма активно используют тематику российских ограничений на поставки молдавской с/х продукции на российский рынок в связи с предстоящим вступлением в силу режима углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.

Эти политические формирования поддержали протесты молдавских фермеров, которые требовали от молдавского правительства большей активности в отстаивании их интересов в диалоге с РФ и компенсации понесенных затрат. Более того, со стороны отдельных молдавских высокопоставленных должностных лиц прозвучали обвинения в адрес руководства этих партий в том, что они намеренно провоцируют Москву на введение ограничительных мер.

Тем не менее, несмотря на такую возросшую активность сил, претендующих на пророссийский статус и сопутствующие ресурсы из России, их перспективы на выборах выглядят весьма туманными. Во-первых, эти силы действуют весьма фрагментированно и разобщенно, отбирая голоса друг у друга. Во-вторых, узнаваемость лидеров данных партий пока не высока либо же носит региональный характер, как в случае с Партией регионов. Более того, к некоторым лидерам есть и более серьезные вопросы (ПКРМ неизменно напоминает социалистам, что именно их голоса позволили парламенту Молдавии избрать нынешнего президента и тем самым преодолеть правительственный кризис). В-третьих, на нынешнем этапе, с учетом всех внешних факторов, динамика евразийской интеграции несколько замедлилась, в то время как европейский проект для Молдавии получает дополнительные импульсы.

По сути, нарастить потенциал партии этого спектра могут или в случае резкого ухудшения социально-экономической ситуации в Молдавии в связи с новыми экономическими договоренностями с ЕС, или же за счет подключения к выборам приднестровского электората. Очевидно при этом, что привлечение приднестровских избирателей с молдавским гражданством невозможно без согласия непосредственно приднестровских властей, а также властей Молдавии, которым придется договариваться с Тирасполем. С учетом того что приднестровские избиратели более ориентированы на евразийский вектор, вряд ли молдавские власти будут чрезмерно активны в диалоге с приднестровской стороной по этому вопросу.

Что касается «проевропейского спектра», то он представлен практически теми же партиями, которые входят в нынешнюю коалицию «проевропейского правления». Либеральная партия, объединяющая в своих рядах сторонников объединения с Румынией, постепенно стабилизировала свои позиции после ухода ряда узнаваемых лиц. «Конкурирующий» проект («либерал-реформаторы») пока не демонстрирует признаков активности – хотя вряд ли ресурсы этого формирования позволяют претендовать на длительную кампанию.

Две другие партии коалиции, демократы и либерал-демократы, испытывают в некоторой степени схожие проблемы, связанные с неоднозначным восприятием их лидеров как внутри Молдавии, так и за ее пределами. Есть и различия. В частности, главный спонсор демократов В. Плахотнюк никоим образом не утратил рычаги влияния на однопартийцев и продолжает оставаться реальным руководителем партии. Напротив, формальный глава либерал-демократов, экс-премьер В. Филат постепенно уступает контроль за партийными институтами нынешнему премьер-министру, своему однопартийцу Ю. Лянкэ. Напряженность в отношениях между лидерами сказывается на стабильности партии. При этом международные партнеры правящей коалиции, в основном из Евросоюза, скептически воспринимают фактическое и юридическое руководство господами Плахотнюком и Филатом своими партиями, считая их в известной степени ответственными за негативные явления в социальной жизни Молдавии.

Помимо воздействия на лидеров партий, европейский фактор продолжает играть важную роль в молдавской политической жизни. Партии, идущие на выборы под европейскими лозунгами, не устают напоминать о том, что с 28 апреля 2014 года граждане Молдавии вправе ездить в европейские страны по биометрическим загранпаспортам без виз. Правящая коалиция провела форсированную ратификацию Соглашения об ассоциации, подписанного в июне между Молдавией и Евросоюзом (ратификация состоялась уже 2 июля). Молдавские власти заявляют о том, что договоренности с ЕС могут помочь минимизировать негативные последствия от российского эмбарго на с/х продукцию из РМ за счет дополнительных квот – не разъясняя при этом, что вряд ли молдавская продукция, даже в пределах квот, выдержит испытание на соответствие европейским стандартам качества. Точно так же «недоговаривают» молдавские власти и по поводу членства в Евросоюзе, заявляя о готовности подать заявку на членство в ЕС в ближайшей перспективе. Хотя ни Соглашение об ассоциации, ни заявления европейских чиновников не дают оснований для такого «оптимизма».

Избирательная кампания, входящая в завершающую фазу, способна принести еще немало сюрпризов; вряд ли и молдавские политформирования, и их зарубежные партнеры будут быстро и сразу предавать публичности все свои наработки. Силам, претендующим на статус пророссийских, будет, вероятно, сложнее в силу их разобщенности и низкой готовности к прямому взаимодействию в целях мобилизации избирателей. Соответственно голосование, рассматриваемое как своеобразный референдум по внешней политике, может показать не очень радостную картину для сторонников евразийского выбора Молдавии и создать тем самым гораздо больше вызовов и трудностей для реализации этого вектора.

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.6 (5 голосов)