Центр Региональных Исследований
Электронная газета
Вторник, Август 4, 2020
Будь в центре событий!

В поисках альтернативы

Андрей Соколов, эксперт

Дискуссии о возможном изменении государственного устройства на Украине не вышли за рамки научных и культурологических обсуждений, тем более не переросли в какие-либо серьезные политические или общественные движения. Хотя попытки такие были.

Так, во Львове в 2012-2013 годах, в домайдановский период, была создана общественная организация Украинская Галицкая ассамблея и одновременно зарегистрирована одноименная политическая партия. Ее создатели первоначально не скрывали своей симпатии к идеям федерализма и автономизма, а также желания объединить элиту Галичины на основе духовных и культурных европейских ценностей.

Создатели Украинской Галицкой партии (УГП) декларировали, что реформа государственного самоуправления уже давно назрела и должна заключаться в том, чтобы предоставить больше полномочий местным общинам. Децентрализация должна происходить и на региональном уровне, декларировали в УГП. Там отмечали, что «нечто подобное, что было в Италии, то есть остались провинции, а регионы получили большие права. Разнообразие Украины является ее большим преимуществом, а не слабостью, и это будет иметь мощную креативную силу».

Вместе с тем, УГП позиционирует себя как проевропейская партия галицкой интеллигенции. «Европейски ориентированные люди - это и есть аудитория Украинской Галицкой партии. То есть люди, которые считают, что Украина должна быть в НАТО, должна идти по европейскому пути развития. Демографически это могут быть разные люди - русские, евреи или цыгане, нет особых преференций, но исходя из основной статистики, очевидно, это будут галицкие Украинцы. А вот люди «русского мира» вряд ли захотят поддерживать партию», - отмечали в Галицкой партии.

В 2014 году, уже в ходе революционных событий, именно эта среда породила новую общественную организацию Европейскую Галицкую ассамблею (ЕГА). Последняя начала активную деятельность накануне парламентских выборов 2014 года. Причем это происходило при большой лояльности и поддержке со стороны мэра Львова Андрея Садового. В основе работы ЕГА была положена идея объединения усилий западных регионов Украины на пути интеграции в ЕС. Именно эти регионы должны были стать локомотивом европейской интеграции всей Украины. Однако ЕГА и ее лидеры были практически тут же обвинены в сепаратизме и вынуждены были свернуть свою деятельность.

Однако на страницах западно-украинских изданий развернулись дискуссии по проблеме государственного устройства. Например, львовский историк Василий Расевич в статье «Фантазии на тему Галичины» резко раскритиковал мифы галицких украинцев о том, как им хорошо жилось в Автрийской империи, поставив под сомнение мультикультуральную специфику Львова в австрийский период.

Галицкая интеллигенция, конечно же, понятие значительно более широкое, чем члены вышеназванных организаций и партии. И она действительно имеет свою точку зрения на происходящие события. Так, обращает на себя дискуссия, развернувшаяся между львовским историком Ярославом Грицаком и экс-львовянином, директором государственного Института национальной памяти Владимиром Вятровичем по вопросу национального строительства в Украине.

Ярослав Грицак считает, что украинская нация уже сформировалась, и сегодня необходимо говорить о ее модернизации, в то время, как Вятрович возвращает Украину к эпохи Ющенко, когда украинская нация строилась по шаблонам XIX столетия. Грицак убежден, что сегодня необходимо отодвинуть на второй план все вопросы, в том числе и исторические, которые вносят раскол в общество (героизация Бандеры, Шухевича) и допускает возможность предоставления русскому языку особенного статуса на отдельных территориях.

Вятрович же уверен, что «перспективный российский либеральный государственный проект можно реализовать только в России. Так же как и в том, что на Украине можно построить только украинский эффективный проект государства».

Представители западноукраинской элиты оказались неоднородными в оценках минских соглашений, в которых было заявлено об особом статусе восточных украинских территорий. Большинство скептически отнеслось к этим соглашениям, так как не верят в их реализацию. В кругах, приближенных к среде УГА и ЕГА, устами украинского канадского историка Ореста Мотиля, прозвучало открытое недовольство действиями центральной власти. «В Киев, а тем более украинцы должны понять, что их дальнейшее существование как независимого, демократического, западного государства возможно только без «ДНР-ЛНР». Или независимость, демократия и Запад - или территориальная целостность и колониальный статус по отношению к Москве. Вот выбор перед Украиной», - заявил Мотиль на страницах западноукраинской прессы.

В Черновцах общественная организация Институт Западноукраинских студий провела научную дискуссию на тему: «Какие еще регионы Украины могут требовать особенного статуса?». Участники дискуссии высказали свое мнение в отношении угроз «минских соглашений» для Западной Украины.

Заведующий кафедрой политологии Черновицкого национального университета профессор Анатолий Круглашов, отмечал, что пока нет непосредственных угроз дестабилизации ситуации в Западной Украине, тем больше требований предоставления каким-то его районам особого статуса или федерализации. Политолог уверен, что в Украине нужно срочно начать децентрализацию, но не на словах, а реальными шагами. А по автономизации - ее можно обсуждать, но это следующий этап. Опыт ЕС показывает, что административную автономию могут иметь даже регионы унитарных государств - как Каталония в Испании. Однако все это - дальнейшие шаги, а сейчас надо «разморозить» процесс децентрализации, о которой лишь говорят.

Ранее основатель Института Западноукраинских студий историк Олег Хавич заявлял, что развитию дискуссии о возможном изменении подходов к государственному строительству на Украине мешает то, что в умах простых украинцев под действием пропаганды сегодня сформировалось искривленное восприятие таких понятий, как федерализм, автономизм и сепаратизм. В случае с Украиной первые два не только не вредны, а наоборот служат укреплению и развитию государственности, так как способствуют развитию регионов, а не только одного центра. Но Киев пресекает подобные разговоры, подменяя их рассуждениями о процессах децентрализации. При этом, как показали первые шаги в этом направлении, в реальности не происходит ослабления влияний центра на жизнь в регионах, а децентрализация подменяется простым перераспределением денежных потоков. Наибольшее, на что могут сегодня рассчитывать регионы, это расширение прав территориальных общин в рамках обещанной административно-территориальной реформы. Любые же попытки регионов, в том числе и Галичины, потребовать от Киева больших реальных полномочий, будут жестоко раздавлены Киевом, как это произошло в случае с Донецкой и Луганской областями.

Голосов пока нет